Год выпуска: 2004
Жанр: Action (Survival horror / Shooter), Adventure, 3D, 3-rd Person
Разработчик / Издательство: Team Silent (KCET) / Konami
Тип издания: RePack
Язык интерфейса: Русский (Conq/Hometown.Ru), Английский, Японский
Язык озвучки: Английский
Таблетка: Не требуется
Системные требования:
> ОС: Windows XP / Vista / 7
> Процессор: 2 ГГц
> Оперативная память: 1 Гб
> Видеокарта: 256 МБ видеопамяти
> Жёсткий диск: 4 ГБ свободного места
> Звуковая карта: любая совместимая с DirectX 9
Описание:
В один не очень прекрасный день Генри Таунсенд обнаружил, что заперт в собственной квартире. Дверь заблокирована стальными цепями, окна плотно закрыты и не разбиваются под ударами, стены прочны и глухи. Крики Генри о помощи никто не слышит. Единственный выход из квартиры — внезапно возникшая в стене туалета жуткая дыра, за которой оказываются неправдоподобные иррациональные миры…
SH4 явил совершенно новый подход к Silent Hill, показав как ужасно может чувствовать себя человек, осознавший, что уверенность в том, что «мой дом — моя крепость» полностью разрушена. Стиль альтернативного мира в SH4 отличается преимущественно «холодностью» интерьера и рядом необычных и по-новому шокирующих особенностей. С точки зрения игрового процесса SH4 некоторыми игроками признается как провальный — упор на частый ближний бой, наличие неуязвимых противников, отсутствие функции блока и почти полное исключение из игры врагов-боссов отнюдь не сыграли ему на руку. Кроме того Silent Hill 4 отличается довольно большим числом второстепенных персонажей по сравнению с другими играми этой серии.
Особенности RePack'a
- основа - лицензия от Konami;
- ничего не вырезано и не сжато;
- возможность выбора русского или английского языка интерфейса во время установки игры;
- добавлен хак, позволяющий запускать игру с правильным соотношением сторон на современных широкоформатных мониторах;
- фан-перевод от Conq/Hometown.Ru, заменён шрифт на более приближённый к оригиналу, переведена утилита для настройки управления (SH4Config.exe);
- простой и удобный инсталлятор
- Автор RePack'a: brainDEAD1986
Примечание о widescreen hack
Для корректного запуска игры на широкоэкранных мониторах используется sh4w1.exe (для соотношения сторон 16:9) или sh4w2.exe (для соотношения сторон 16:10) в папке с установленной игрой. Использование widescreen hack не изменяет разрешение игры, а только подгоняет корректное соотношение сторон.
Концовки
Всего в игре представлены четыре варианта различных сюжетных окончаний. Получение концовки обусловливается такими факторами, как наличие Призраков в квартире 302, состояние здоровья Эйлин и её выживание в последнем бою. В прошлых играх серии работники Team Silent придумывали какую-нибудь особенно смешную идею, и со временем воплощали её в форме глупого финала, однако при производстве The Room на реализацию этих замыслов не хватило времени. Поэтому традиционная НЛО-концовка в проекте отсутствует. Студия сообщала, что фанаты любят элементы, пересекающиеся с другими играми серии и констатировала факт разочарования поклонников.
«Спасение» (Escape) — иной мир начинает рушиться, Салливан умирает, а Генри и Эйлин убегают прочь. Малыш Уолли, умерев, исчезает. Спустя день, Генри навещает Эйлин в больнице, где она предлагает поискать им новую квартиру.
«Мать» (Mother) — та же концовка, но комната 302 остается в Ином мире. Эйлин говорит, что ей придется вернуться в старую квартиру.
«Смерть Эйлин» (Eileen's Death) — иной мир рушится, Генри просыпается в своей квартире. Радио сообщает, что полиция обнаружила несколько тел с вырезанными на них цифрами. Мисс Эйлин Гелвин была направлена в госпиталь святого Джерома, но из-за сильнейших порезов скончалась.
«21 причастие» (21 Sacraments) — Уолтер Салливан совершает ритуал и воссоединяется со своей матерью — комнатой 302. После этого по радио сообщают, что полиция обнаружила тела пяти людей. Эйлин Гэлвин была отвезена в госпиталь, где через некоторое время скончалась. В квартире 302 найден изуродованный труп мужчины.
Влияние
Даниэль Этерингтон (Daniel Etherington), сотрудник BBC Collective отметил, что The Room, как и предыдущие игры серии, содержит отсылки к фильму «Лестница Якова». В статье также упоминалось, что протагонист Генри похож на актёра Питера Краузе, иные обозреватели отмечали сходство с Эштоном Кутчером. Архитектура комнаты и появление в ней дыр сравнивались с неевклидовым пространством в романе Марка Данилевски «Дом листьев» (House of Leaves). Другие аллюзии отсылали к роману «Ребёнок Розмари» Айры Левина, сериалу «Твин Пикс» и творчеству Стивена Кинга.
Создатели признались, что наиболее существенным идейным вдохновителем игры был роман «Дети из камеры хранения» Рю Мураками. Они сообщали, что проект вплотную приблизился к таким картинам как «Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина, «Пятница, 13-е» Шона Каннингема и «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена. Игровая пресса также отметила отсылки к фильмам «Звонок», «Зловещие мертвецы», «Окно во двор», «Быть Джоном Малковичем», «Страшилы», «Полтергейст» и аниме-сериалу «Евангелион».
Акира Ямаока, обсуждая различия между японскими и голливудскими ужасами отметил, что японские имеют тенденцию показывать невидимого врага, темы мести, ненависти, печальную сюжетную линию. Голливудские ужасы сосредотачиваются на злых духах, зомби и спецэффектах. «Современный американский хоррор — в качестве таких представителей как Стивен Кинг и Дэвид Линч, — действительно влиял на нас. Таким образом, мы, японцы, создавали хоррор с западной стилистикой, что придавало ему необычности». По его мнению, на игру также повлияли детские воспоминания и культура Японии.
Рецензии российской прессы
Журнал «Игромания» характеризует The Room как «самую неоднозначную игру серии», «созданную на стыке гениальных находок, грамотной эксплуатации наших бытовых страхов и… откровенной халявы». Говоря конкретнее, рецензент отмечает низкий уровень графики — как следствие устаревшего движка и размытых текстур, которые не отображают, а «символизируют» ту или иную поверхность; неудобного управления при переходе к виду от первого лица; куцую боевую систему; неизменность интеллекта врагов и скучный дизайн; ограничения по вместимости инвентаря; возможность сохранения только в доме Генри; повторное прохождение «пройденных» уровней. Самым неприятным стало отсутствие атмосферы страха и сюжетная сумятица первой половины игры. Как данность было сказано о косметических изменениях, таких как более удобный вызов инвентаря без отрыва от действия, появление полоски здоровья. Похвалы была достойна завязка сюжета, логичные загадки, создание атмосферы безопасности в квартире. Оценка игры — 7,5 баллов из 10. В конце статьи автор, несмотря на все недостатки, суммирует: «… играть при этом, безусловно, стоит. Потому что музыка, по-прежнему, гениальна. Потому что Ямаока все так же мастерски работает со звуком. Потому что за несколько душераздирающих сцен можно простить The Room если не все, то очень многое. Потому что, наконец, это четвёртая серия Silent Hill».
Андрей Егоров, будучи представителем портала PlayGround.ru, оценил игру в 8,2 балла. Автор подметил заимствование некоторых геймплейных элементов из серии Resident Evil. Плюсы — «неплохо прорисованная, хотя и немного пикселизированная» графика, звуковая часть «также не взывает нареканий», а музыкальное сопровождение «великолепно» — «мрачные мистические мелодии хочется слушать и слушать». Минусы — сюжетная предсказуемость первой половины игры, частичное отсутствие атмосферы, «практически полное отсутствие боссов», управление.
Рецензент от журнала «Страна игр» Валерий Корнеев высказался об игре резко критично — подчеркнуты неоднозначные нововведения, «неумные» загадки, прямолинейный сюжет и геймплей, базирующийся на модели «устаревшей ещё в девяностых». Главными пороками Silent Hill 4 названы дублирование уровней, вездесущий бэктрекинг, «рваный» темп игры. Негативно рецензент отнёсся и к раздражающим заставкам, которые возникают при перемещении между мирами. Сюжет сравнивался с эпизодом «Секретных материалов», чья проблема состоит в том, что с середины игры становится понятен убийца, его modus operandi, из-за чего проект теряет фактор неизвестности. Предсказуемость происходящего, дисбаланс боевой системы и отсутствие «классических» фонарика и тумана делает четёртую часть серии менее страшной, чем Doom 3. Единственные преимущества, описанные в статье — это идея путешествий из запертой квартиры, графика и музыка. Критик оценил The Room в 6,5 балла.
Обозреватель журнала «Навигатор игрового мира» Никита Кареев заявил, что сюжет единственно влияет на всё происходящее в игре. Его разнообразие «в рамках допустимого» воспринималось положительно, поскольку на первый план выходит не мало чем выдающийся культ, а достойный психологического анализа антигерой. Геймплей и сюжет тесно переплетены: «Комната — это основа, начало и конец, убежище героя и приют его врага, место, где происходят самые интересные и самые неинтересные события игры, это некий образ, который маячит повсюду и не выходит из головы Комната — это атмосфера». Вместе с тем, Кареев писал, что сражения с монстрами скучны, управление «дурацкое», а камера неуклюжая. Возможность сохранения в одном месте характеризовалось как «плевок в лицо». Атмосфера The Room состоит в планомерном, уверенном, рваном углублении в кошмар. Игровая музыка, по мнению рецензента, достойна многократного прослушивания. Итоговая оценка — 8,5 баллов из 10.
Мария Ариманова, критик журнала «Game.EXE», характеризовала квартиру как идеальную среду для нагнетающих атмосферу кат-сцен. Другие уровни были названы короткими энергичными эпизодами «драматургической концентрации», выглядящие довольно буднично. Сюжетная история показалась критику более сложной, чем у её предшественницы. По её мнению, разработчики перестарались с дизайном монстров, поскольку они выглядят как среднее арифметическое тварей из всех предыдущих частей. Автор похвалила ряд реалистичных головоломок.
Иван Закалинский, рецензент журнала «PC Игры» считал, что в четвёртой части серии осталось крайне мало атмосферы страха, на замену которой пришла «странность» и отвращение, однако сюжет сохранил мистическую составляющую и человеческие переживания. Сражения с врагами были названы напряжёнными, как из-за неудобного управления, так и увеличившегося количества врагов. Загадки не выбиваются за рамки игровой логики, но их решение осложняется многочисленными «хождениями» и необходимостью искать альтернативные пути для Эйлин. Звук характеризовался как чёткий, красивый и бархатистый. Положительно была воспринята и музыка. Итоговая оценка составила 7 баллов из 10.
Ресурс Absolute Games также обрисовал многочисленные недостатки игры, поставив игре 53 % из 100 % возможных. Обозреватель Владимир Горячев a.k.a. Nomad сравнил игру с вредным фастфудом, который делали «как гамбургер в придорожной забегаловке». Основными проблемами названы отсутствие атмосферы страха, «серый» сюжет и безыдейные пустые персонажи. Общая характеристика The Room — это «незамысловатая, предсказуемая череда прогулок по маленьким секторам, отягощенная уничтожением тварей и попытками увернуться от вызывающих мигрень духов». Похвалы рецензента удостоился визуальный ряд. Резюме: «Новаторский подход уступил место имитации, чужие мысли выдаются за оригинальные, а сюжет, саспенс и яркие персонажи задвинуты на десятый план. Главная тайна SH 4… это не Генри Тауншенд, а коллективное воплощение Konami бродит по коридорам памяти прежних частей Silent Hill, таская за собой одноглазого инвалида с перебитой рукой, имя которому — „геймплей“».
Рецензии зарубежной прессы
Консольные версии игры получили 8 баллов от рецензента портала IGN Дугласа Перри (Douglass C. Perry). Он описал четвёртую часть серии как «не блестящую, но и не ужасную» и был рассержен нехваткой поединков с боссами. Статья выражала смешанные чувства автора непосредственно к самой «комнате». Критик в целом положительно воспринял основную идею, но был недоволен необходимостью постоянных возвращений в 302 квартиру. Обозреватель похвалил графическое исполнение The Room в версиях для PS2 и Xbox, однако в версии для персональных компьютеров обнаружил графические проблемы при запуске игры на видеокарте GeForce FX 5900 и ошибки в аудио-синхронизации на карте Radeon 9800 Pro. Перри также жаловался на самые расплывчатые текстуры, которые он видел за последнее время на этой платформе и на «чрезвычайно низкую чувствительность мыши», что серьёзно затрудняло геймплей. Его заключительный комментарий так же отметил и другой недостаток игры — «Вся классическая стилистика стала настолько знакомой и узнаваемой в серии, что превратилась в клише».
Кристан Рид (Kristan Reed), рецензент Eurogamer был разочарован неуклюжей боевой системой игры, в рамках которой всех врагов можно победить одной бейсбольной битой. Рецензент был обеспокоен сокращением количества внутриигровых загадок. Он отметил, что большинство из имеющихся головоломок были чересчур просты, а если и вызывали затруднения, то только из-за тенденции разработчиков прятать интерактивные объекты на локациях. Таким образом, полное отсутствие мозговой активности не улучшало сложившуюся геймплейную ситуацию. Обозреватель заявил, что сюжет не подвергся упрощению, диалоги, озвучка и кат-сцены выполнены буднично, но с долей таланта. К плюсам были причислены использование зернистых фильтров, аудио-визуальная сторона проекта и тревожная атмосфера. Негативно были восприняты повторения локаций, в большей части которых не было существенных изменений и ограниченный инвентарь 8-битной эпохи. Однако, несмотря на указанные недостатки, автор выразил мнение, что «поклонники игр в жанре хоррор, как правило имеют достаточно толстую кожу и бесконечные запасы терпения, так что многие из этих критических замечаний не буду отвлекать их от получения новых ощущений».
Рецензент Че Чоу от 1UP.com обозначил старание серии «выйти за рамки цифровых ужасов». Сам порт на персональные компьютеры, созданный по принципу «тяп-ляп и готово», охарактеризован как крайне небрежный – сказались расплывчатые текстуры, уменьшение количества деталей обстановки до «сырого минимума», «неловкое управление» и «бесполезная камера». Положительно были охарактеризованы появление перспективы от первого лица, саспенс и динамичный звуковой дизайн, создающий «мрачное и гнетущее настроение». «The Room — непревзойденный шедевр, только нужно знать, что за выдающуюся атмосферу придется платить». В рецензии для PS2-версии автор похвалил «изобретательный сценарий», наличие разнообразных поумневших врагов. Рецензент заявил, что вследствие ограниченных возможностей у игроков «мало шансов оценить новую боевую механику». Запятнанный экшен, нехватка боссов и головоломки названы существенными недостатками игры.
Рецензент от журнала Computer and Video Games посчитал, что «четвертая часть долгоиграющей серии от Konami могла бы многое дать франшизе, но ограничивается лишь завоеванием кучки новых поклонников». Автор обратил внимание на то, что игра грамотно использует сильные стороны своих предшественников в области сюжета. Также позитивно был отмечен саундтрек «достойного качества». В минусы игры приписаны размытые текстуры, редкие сохранения и неудобное управление.
GameSpot поставил PS2-версии и порту для Xbox 7,9 балла, отметив боевую систему, находящуюся «в зачаточном состоянии» и улучшенный интеллект врагов. Бетани Мисамилла высказал мнение, что не все изменения пошли на пользу серии, однако тёмная напряженная история позволяет Silent Hill держать марку. В обзоре от GameSpot версии для PC поставлена оценка — 7.6, автор похвалил графику «хорошо оптимизированную для PC», но назвал управление неудобным.
По мнению рецензента Стар Динго ресурса Gamepro.com, сюжетная основа The Room «лучше чем у оригинального Silent Hill или SH3, и держится наравне с неукротимой SH2». Разработчики «превзошли себя технически, создав идеально освещенные помещения». Автор отметил, что «мир сна» изобилует традиционными элементами серии – «большим количеством сломанных дверей, страшных коридоров, ключей и монет...», в то время как «реальный мир» преподносит геймерам логичные загадки. Боевая система названа «шаткой», однако «никто не будет утверждать, что у любой другой части серии Silent Hill было приемлемое управление». Автор оценил игру в четыре балла из пяти. Подводя итог обозреватель назвал Silent Hill высоким искусством.