ЧЕМПИОН, НО НЕ ЗВЕЗДА
Интересное дело: пока гоночный симулятор Project CARS находился на ранних стадиях разработки, игроки и журналисты носились с ним как с новой жанровой мессией, восхищаясь физикой и графикой, а также ассортиментом трасс и проработкой машин. Непосредственно релиз же обошёлся без большого шума, вероятно потому, что дату несколько раз серьёзно отодвигали, вызывая недовольство публики. А по прошествии недели или двух после выхода Project CARS об игре и вовсе как будто все на свете забыли, переключив своё внимание на другие ожидаемые новинки. На это, конечно же, есть причины, и заключатся они не только в ветрености игроков и перенасыщении рынка.
Project CARS – замечательный во многих аспектах гоночный симулятор. Графически игра не выглядит проектом действительно нового поколения, но тоже самое можно сказать и о любом другом релизе для нынешних консолей. Однако, настроив камеру на один из вариантов вида из кабины, во время заездов ощущения всё равно получаешь потрясающие. Если же остановиться и внимательно рассмотреть болид со всех сторон, то можно слегка разочароваться, но такое поведение геймера несколько противоречит самой сути игры, посвящённой скоростным состязаниям на трассе. То же самое касается и непосредственно автодромов, включая как гоночное полотно, так и пит-лейн: вроде бы можно было и лучше смоделировать, но они всё равно выглядят достаточно хорошо в те редкие секунды, когда вам есть дело до окружения. Зато что точно заслуживает исключительно восторженных эпитетов, так это проработка погодных эффектов и, в особенности, дождя: капли на стекле, водная взвесь от впереди идущих машин, работа дворников на лобовом стекле болидов с закрытым типом кузова – всё это просто изумительно реализовано, вызывает искренний восторг и доставляет уйму удовольствия. И так же прекрасно выполнено освещение, благодаря чему заезды под заходящим солнцем превращаются в настоящее визуальное пиршество.
Различных настроек болида доступна уйма: в них довольно сложно разобраться человеку далёкому от хардкорных симуляторов, но игроки, которые любят готовиться к гонке вдвое дольше её продолжительности, наверняка будут обрадованы. Хотя, в общем-то, можно и вовсе ничего не менять в болиде и всё равно получать удовольствие. Надо только сразу поднять уровень искусственного интеллекта на пару пунктов, повысить расход топлива и резины, увеличить длительность заездов вдвое (потому что базовые два-три круга просто смехотворны), убрать ряд помощников и включить нормальную систему повреждений. Я вообще не представляю, на кого ориентировалась Slightly Mad Studios, задавая базовые параметры сложности, но явно не на тех, кто с нетерпением ждал эту игру. Можно настроить и интерфейс, убрав, добавив или передвинув разные его элементы, и это действительно полезно. Хотя я не очень понимаю, зачем нужна возможность постоянно отображать на экране всю телеметрию: это совершенно не реалистично, но нацелено именно на людей, страстно жаждущих разобраться в каждой мелочи и ощутить себя настоящим гонщиком – какое-то противоречие получается. Также мне не угодил толком ни один из вариантов хронометража, но возможность выбора всё равно радует.
Главное же в симуляторе автогонок – ощущения от пилотирования, как во время заездов по почти свободной трассе, так и в ходе жаркой борьбы с соперниками. И с этим у Project CARS дела обстоят замечательно, пусть даже изредка противник и может проехать прямо сквозь вас, как будто вы призрак, если вы резко выезжаете с обочины после вылета обратно на асфальт. Здешние автомобили обеспечивают поразительно разнообразные впечатления от прохождения одних и тех же участков трассы. Да что там, даже многие десятки кругов на одном и том же болиде по выбранному гоночному кольцу будут всякий раз дарить новые эмоции, по крайней мере, пока вы не достигнете совершенства. Взять хотя бы прототипы класса LMP1 из Чемпионата мира по гонкам на выносливость (такие побеждают в марафоне «24 часа Ле-Мана»): эти шедевры инженерной мысли, чуть ли не самые совершенные гоночные автомобили в мире, требуют истинного бесстрашия. Всё время хочется сбросить скорость, потому что мощная и своенравная махина так и норовит выйти из-под контроля при наглых попытках ускориться по полной. Нет, тут всё надо делать мягко и нежно, дозировать усилие на чувствительный курок геймпада, иначе задний мост срывается, приводя к развороту. Без руля и педалей тут вряд ли можно достичь совершенства: по крайней мере, я не могу одновременно и рулить, и теми же руками так тонко контролировать степень ускорения, как этого бы хотелось. То есть, играть и побеждать можно, и даже геймпад позволяет ощутить классное напряжение во время покорения трасс, но если кто справился с прототипом LMP1 при помощи стандартного контроллера на высших уровнях сложности, то я могу лишь отвесить ему поклон. А какие тут ощущения от подвески: я прямо чувствовал, как машина переваливается через почти плоский бордюр, когда выскакивал с полотна трассы. В той же Grid: Autosport подобного не наблюдается: там есть, куда повышать сложность, но подобные вещи в Project CARS намного лучше и глубже проработаны именно на фундаментальном уровне. Противники и ощущения от борьбы с ними тоже очень приятные. Они стараются чётко следовать оптимальной траектории, но их нельзя просто нагло перетормозить, втиснуться спереди и уехать лидером. Здесь соперники либо за счёт оптимального прохождения поворота отыграются на разгоне, либо у вас произойдёт небольшой, но зачастую критичный для дальнейшей управляемости болида контакт. В целом поведение соперников и их обгон выглядят очень похожими на происходящее во время трансляций "Формулы-1". Может быть, Project CARS на самом деле и далеко не идеально симулирует поведение автомобилей, но она умело создает нужное впечатление, и разницу распознать без чужих подсказок вряд ли многие смогут.
В игре сразу доступны все типы гоночных болидов, поэтому никто не мешает после прототипов LMP1 с их гибридной бензино-электрической силовой установкой пересесть на миниатюрные карты с двигателем объёмом в четверть литра. И они тоже замечательные и самобытные. Если упереться в препятствие или затормозить на траве, то эти маломощные гоночные агрегаты потом очень сложно вытащить обратно на трассу, чтобы броситься в погоню за соперниками. А ещё карты умеют разворачиваться почти на одной точке: как по желанию игрока, так и если слишком глубоко атаковать бордюр в медленном или среднескоростном повороте. И управление в целом очень острое, разгон хороший, а тормоза цепкие – как и должно быть, видимо, чтобы стать основой для карьеры каждого гонщика в мире. Пересядьте потом на какой-нибудь «заряженный» Ford Focus RS и почувствуйте себя как будто за рулём чугунной ванны. И это нормальные ощущения, какие и должны быть после почти невесомых картов. Но это также и приятный шок. Тяжёлый и близкий к серийному варианту хэтчбек ужасно сложно заправлять в повороты, да и тормоза у него как будто отсутствуют – настолько сильная инерция возникает из-за массы. Наверно, что-то подобное и настоящие гонщики чувствуют, когда пересаживают на "кузова". И это очень круто, что Project CARS способна обеспечить подобные ощущения.
Впрочем, эта игра способна и на большее. Как вам предложение поучаствовать в чемпионате, где соревнуются одновременно и похожая на космолёт Audi R8, и несильно отличающиеся от легендарных Lotus Seven шестидесятилетней давности болиды Caterham? А ещё там есть Ariel Atom, похожий то ли на карт-переросток, то ли на максимально раздетый формульный болид, и современные легенды – заднемоторные Porsсhe 911 (хотя из-за проблем с получением лицензий в игре они представлены под марками различных ателье). Все эти настолько непохожие друг на друга чудеса гоночной инженерии сражаются колесо в колесо, и это не выглядит фантастикой, потому что при должном старании можно написать технический регламент, ставящий их в приблизительно равные условия. Хотя, конечно, управление Ariel Atom имеет очень мало общего с ездой на Audi R8, и если за рулём первой можно многое отыграть в медленных поворотах и на торможениях, то мощный спорткар позволяет гораздо увереннее чувствовать себя в скоростных дугах и вообще легче покоряется среднестатистическому игроку.
Гонки – суть Project CARS. Они реализованы на высочайшем уровне и позволяют наслаждаться великолепными автомобилями и интересными трассами, выстраивать эффективную тактику, экспериментировать с настройками, бороться с погодными условиями и сходиться в жарких схватках с соперниками. Не обошлось и без различных соревнований в рамках сетевого режима, хотя народу там не очень много, что возвращает нас к разговору о том, что об игре быстро забыли. Но даже в этом жанре многим геймерам требуется дополнительная мотивация для участия в заездах: возможность открыть новые машины или трассы, ладно скроенный карьерный режим или возможность почувствовать себя на месте кого-то из героев автоспорта. Однако, Project CARS ничего из этого списка предложить не в состоянии и больше всего напоминает просто набор сваленных в кучу трасс и машин. Здешний режим карьеры просто ужасен из-за постоянной чехарды в списке предлагаемых соревнований и классов болидов, отчего очень сложно понять, как выстроить свой путь к желаемым чемпионатам и какие вообще игра перед вами поставила цели. Не идёт на пользу Project CARS и куча отвлекающего мусора вроде каких-то писем от менеджеров и внутреннего «твиттера». Учитывая, что реально существующих гонщиков в игре нет, а команды в лучшем случае лишь слегка напоминают реальные прототипы, то читать восторженные и регулярно повторяющиеся твиты выдуманных людей – последнее, что я хотел бы делать. Это мелочи, но они накладывается на такое же замусоренное главное меню и на неудобно организованную возню с настройками болидов, создают весьма неприятное чувство, что разгребаешь какое-то лишнее барахло. Почему в Project CARS есть весь этот хлам, но нет возможности посреди заезда поменять настройки геймпада?
Ещё хуже обстоит дело с ассортиментом машин. По три разных Caterham и Ariel и целый ряд люксовых машин от балансирующих на грани банкротства производителей-однодневок. Боже, неужели в мире есть хотя бы один человек, кому не наплевать на них? Большинство игроков даже не слышали эти названия ни разу. При этом Bentley есть только в платных дополнениях, японская машина в игре всего одна, а Chevrolet и Ferrari в игре вообще нет. Игра про автоспорт без алых спорткаров с гарцующим жеребцом на капоте? Ладно, это было бы простительно, если бы только этим список пробелов исчерпывался. Но автопарк Project CARS – какой-то парад бедности, такое ощущение, что разработчики от отчаяния добавляли в игру все машины, на использование которых смогли выпросить разрешение. И даже многочисленные DLC не способны до конца справиться с этой проблемой. Поэтому, несмотря на восхитительную степень проработки физической модели каждого из этих автомобилей, я не могу представить, чтобы Project CARS была интересна поклонникам дорогих и красивых средств передвижения. И дело даже не в том, что Project CARS без борьбы уступает в этом смысле какой-нибудь Gran Turismo, но она просто бедна, и на ассортимент болидов сложно смотреть без содрогания даже после покупки дополнений – слишком уж он разношерстный, бессистемный. Можно возразить, что далеко не все привлекательные спорткары имеют отношение к автоспорту, но половина имеющихся в Project CARS болидов тоже очень далека от соревнований хотя бы регионального уровня. Конечно, тут есть и прототипы для гонок на выносливость, и формульные болиды, но пробелов всё равно слишком много, а вместе с отсутствием каких-либо связанных с автоспортом лицензий это мешает игре стать по-настоящему привлекательной для тех, кто следит за соревнованиями по всему миру.